Икона Казанской Божией Матери — православная святыня России в Казани

Одна из самых почитаемых и значимых икон Русской православной церкви, которая сыграла важную роль в истории Российского государства. Начнем свой сказ с того, как святыня появилась в нашем городе. Вторая половина 16-го века Казань, как вся территория бывшего ханства находилась в составе русского государства. В городе строятся православные церкви и соборы, появляются первые монастыри, христианство  семимильными шагами  продвигается и за пределы Казани. Но основными постройками того времени были деревянные, которые горели довольно-таки часто. И вот в 1769 году в посаде, где в большинстве своем жили стрельцы, произошел пожар, многие дома сгорели, в том числе и церковь.

Дочери сотника стрельцов Онучина девятилетней Матроне  во сне явилась Богородица, которая попросила  ее обратиться к священнослужителям и градоначальнику с просьбой откопать в пепелище ее образ, указав место нахождения иконы.  Утром девочка рассказала про сон своим родителям, но те не поверили ребенку. Второй раз и третий во снах  к Матроне является Божья Матерь, причем появилась и сама  икона, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь”.  Мать, выслушав испуганную дочь, пошла с ней  к воеводе и архиепископу Иеремии. И снова девочке никто не поверил. 8 июля мать Матроны вместе с другими жителями этих мест стала копать землю, иконы не было. Тогда за лопату взялась сама девочка и вот чудо, перед людьми предстал образ Божией Матери, обернутый в суконный рукав. Лик Богородицы был настолько ясным,что будто его только написали. «Икона выглядела так, словно написана гениальным живописцем только что: краски сияли новизной. Тем не менее автор образа остался неизвестным истории, впрочем, как и причины, по которым чудесный лик оказался закопанным в землю и пепел».

Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Его перу принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». Гермоген писал «Девочка же, о которой мы рассказывали выше, стала копать в том месте, где была печь, а вслед за ней и другие. И когда выкопали немногим более двух локтей — о, чудо — явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы  Марии, почитаемый образ «Одигитрии» вместе с Предвечным Младенцем, Господом и Богом нашим Иисусом Христом!» Гермоген также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, который был до этого слепым три года, в самом соборе исцелился другой слепой Никита.

В дальнейшем, Богоматерь через свой Казанский образ исцеляла страждущих глазами и не только. Обретенная икона была перенесена в храм. Список иконы Казанской  Божией Матери был отправлен в Москву  царю Ивану Четвертому (Грозному). Государь приказал  построить на месте обретения иконы Казанской Божией матери женский монастырь. Были созданы списки с иконы. Матрона и ее мать приняли монашеский постриг и ушли в монастырь. В будущем Матрона станет настоятельницей обители, в которой и находилась главная святыня города.

Это событие сильно повлияло на многие семьи жителей Казани, которые массово стали принимать крещение, многие укрепились в своей вере, другие же исцелились от болезней. В честь иконы Казанской Божией Матери 8 июля  был установлен сначала местный праздник, а потом его стали отмечать по всей стране Русской православной церковью. В смутное время, когда поляки захватили Москву и многие земли государства, икона вновь оказалась в центре важных исторических событий. В то время патриарх Гермоген возглавлял Русскую церковь, свидетель  явления Казанской святыни и самолично перенесший ее в в храм Казанской Божией Матери, выступил со своими проповедями против поляков, рассылал по всей стране письма с призывом к народу встать на защиту православной Руси. Таким образом, он духовно возглавил народное сопротивление.

В Нижнем Новгороде староста Минин и князь Пожарский стали собирать ополчение для борьбы с захватчиками. Им в город патриарх направляет икону Казанской Божией Матери, ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом, а затем с ней же двинулись на Москву. Столица была освобождена 22 октября 1612 года. Этот день стал вторым праздником иконе Казанской Божией Матери. На Красной площади в честь Православной святыни и победы народа над поляками был возведен Казанский собор.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

В России существовали три основные иконы Казанской Божией Матери — это обретенный первообраз в Казани, хранившийся в Богородицком монастыре. Вторая икона — это список, который был сначала у Ивана Грозного, а потом его перенесли В Казанский собор в Санкт-Петербург. Третья икона Казанской Богоматери — это список, присланный Гермогеном в ополчение, ныне он хранится в Богоявленском соборе в Москве. Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существуют и другие чудотворные списки. Но важно то, что любой список сделанный с Православной святыни, обладают той же почитаемостью, что и оригинал.

В 1904 году из Богородицкого монастыря похитил Варфоломей Чайкин (Стоян) со своими сообщниками. Через некоторое время преступников поймали, на допросах они сознались в хищении святыни с другими иконами из храма. По их словам драгоценные оклады были сняты, а образы уничтожены. Это была огромная потеря для православного мира, верующие  не теряют надежды, что украденная икона Казанской Божией Матери цела и в ближайшее время вернется на прежнее место. Сегодня в Богородицком монастыре  находится ватиканский список Богородицы.

Как и сам оригинал, так и списки с прообраза играли важную роль в истории нашего государства. Казанская Богоматерь наречена «Державным покровом», ибо под ее покровительством было одержано много побед. Икона Казанской Божией Матери — это символ величия и могущества русского народа, является источником веры, надежды и любви. К Казанской Богородице всегда приезжали паломники со всего мира. К концу 19 века образ Казанской Богородицы стал одним из самых почитаемых на Руси.

На иконе изображены Богоматерь с Иисусом Христом, которого она держит на левой руке, взоры Марии и Спасителя направлены на молящихся, что составило новшеством иконописи того периода, поскольку ранее Христос смотрел на свою мать (пример справа). Этот образ оплечный, так что указывающей на Иисуса Христа руки Богородицы не видно. Сын Божий не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием.

Ознакомиться с иконой Казанской Божией Матери туристы Казани могут в заново отстроенном Соборе Казанской иконы Божией Матери.

На иконе Спаситель смотрит на Деву Марию

Scan the code