Мусульманские святыни в Казани

Казань интересна как туристам со всего мира, так и мусульманским паломникам, приезжающим сюда, чтобы прикоснуться к святыням города, а их здесь много и они абсолютно разные, как по времени создания, так по внешним и внутренним формам. Как правило — это мечети, являющиеся и местом богослужения, и местом экскурсий. Сегодня многие мечети реставрируются, а многие строятся. Так, например, в 2022 году в честь 1100-летия принятия ислама на территории Татарстана будет начато строительство новой Соборной мечети с вместимостью до 10 тысяч человек. Во всех районах города имеются мечети, но постройки новых продолжаются. Казань поистине является российским центром мусульманской культуры.


1. Кул Шариф — Соборная мечеть Республики Татарстан

«Голубая мечеть»- так называют в народе это архитектурное сооружение, расположено в западной части Казанского кремля и видно издалека, радуя глаз мусульманских паломников и туристов. Голубой купол диаметром в 17 метров, голубые шпили четырех 57 метровых минаретов и двух поменьше, делают мечеть малым небом, медленно переходящим в бесконечное. Строительство сооружения началось в 1996 году и длилось 9 лет, накануне тысячелетия двери мечети были открыты для казанцев и гостей города. Люди с восторгом встретили появление новой достопримечательности столицы нашей республики.

Перед тем как начать строить Соборную мечеть, был объявлен конкурс на лучший проект, причем организованный в мировом масштабе. Победителями стали казанские архитекторы Ш. Латыпов,М. Сафронов,А. Саттаров и И. Сайфуллин. Мечеть состоит из 5 этажей, включая цокольный и технический. На первом этаже находится мужской молельный зал и кабинет имама, на втором — смотровые площадки и модельная зона для женщин. Фасад здания облицован гранитом, мрамором, змеевиком и ониксом. Здание вмещает 1,5 тысяч человек. Внутреннее убранство соответствует булгарским и татарским традициям.

Мечеть названа в честь последнего имама Казани Кул Шарифа. Он был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда по линии внука Хуссейна, прибыл сюда из Крымского ханства, став советником Казанского хана Ядыгара и высшим мусульманским имамом на территории ханства. Кул Шариф во время штурма крепости русскими войсками во главе с Иваном Четвертым (Грозным) в 1552 году организовал оборону из мулл и учеников медресе около мечети. Здесь он и погиб, сражаясь мужественно за свою родину. Вот почему мечеть была так названа.


2. Мечеть Нуруллы

Мечеть имеет характерный облик, характерный для стран Ближнего Востока, в середине находится многоугольник центрального зала, который обрамлен галереями, красивыми оконными витражами. Мечеть Нуруллы очень похожа на одну из основных исламских святынь- Куббат — ас -Сахрой в Иерусалиме. А храмовый купол схож с куполами мечетей 16 — 17 веков. Минарет трехъярусный с островерхой крышей и стрельчатой входной аркой. Башня похожа на средневековый замковый бастион с полумесяцем — флюгером на вершине. Мечеть впитала в себя архитектурный стиль татарского и русского зодчества с белокаменными стенами.

Мечеть Нуруллы иногда называют «Юнусовской», «Сенной» или «Седьмой соборной». Архитектурное сооружение украшало исторический Сенной базар, который находился в Старо — Татарской слободе в середине 19 века. Меценатами мечети выступили братья — купцы Ибрагим и Исхак Юнусовы. Проект сооружения принадлежит архитектуру А. Ломану. Храм построен в 1849 году, в советское время здание мечети использовали под жилье и в нем находились учреждения для чиновников. В 90- е годы 20 века мечеть вернули верующим. Нынешнее название мечети «Нурулла» имеет перевод с арабского языка «свет Аллаха» получило в 1992 году.


3. Мечеть аль — Марджани — самая древняя мечеть в Казани из камня

После взятия Казани русскими войсками под руководством царя Ивана Васильевича (Грозного) большинство татарского населения было вынуждено жить на территории Старо — Татарской слободы, которая находилась подальше от кремля и посадов вокруг него. Центр города был заселен русскими переселенцами. Место расположения Старо — татарской слободы — это территория между озером Нижний Кабан и каналом- протоком Булак, которая вытянута с севера — запада на юго-восток. Вот здесь и появились первые каменные мечети, которые сохранились до наших дней.

В 1767 году Казань посетила российская императрица Екатерина Вторая, которая придерживалась взглядов веротерпимости, даже издала царский указ по этому поводу. К ней обратилась делегация от татарского народа с просьбой разрешить строить на территории Казанской губернии каменные мечети, государыня вняла просьбе и поручила местному губернатору А. Квашнину — Самарину не препятствовать возведению мусульманских религиозных сооружений из камня. Казанцы — татары собрали 5000 рублей, это были большие деньги для того времени и построили в 1770 году первую каменную мечеть, которую назвали сначала Первой соборной, затем — Эфенди (Господская), далее — Юнусовской ( по фамилии купцов, которые были меценатами мечети), а сегодня она носит название аль — Марджани, который был имамом в ней во 2 -й половине 19 века, он оставил большой след для религиозного образования города.

Особенностью мечети является соединение в архитектуре средневекового стиля мечетей с минаретом, который находился на крыше здания. Татарский орнамент в традиционных формах присутствует в сооружении в полном объеме. Хотя «петербургское» имеет место в мечети. Архитектором мечети был В. Кафтырев. В советское время мечеть Марджани оставалась единственной — действующей в Казани. В здании хранится артефакт Казанского ханства надмогильный камень Мухаммед — гали бека. Здание имеет два этажа, на первом этаже расположены хозяйственные комнаты, на втором — два молельных зала. Стены мечети белого цвета, крыша двухскатная, зеленая, полумесяцы — золотистого. Широкий поток паломников — мусульман и туристов со всех уголков России нескончаем, они идут сюда помолиться в самой старой мечети Казани, прикоснуться к истории татарского народа. Мечеть аль — Марджани — одна из значимых достопримечательностей Казани.


4. Апанаевская мечеть — старейшая мечеть в Казани

Мечеть из камня появилась в Старо-татарской слободе во второй половине 18 века, а точнее в 1771 году на месте старой. Разрешение на строительство данного сооружения мусульмане получили после приезда в Казань российской императрицы Екатерины Великой. Представители татарского купечества, хозяев мануфактур, мусульманского духовенства обратились к царице с просьбой возвести в Казани каменные мечети, на что получили согласие. Купец Якуб Султангалеев вкладывает свои денежные средства на постройку мечети. Сначала возникает однозальное молельное помещение с восьмигранной мечетью. Через сто лет строится двухэтажная пристройка тем же архитектурным стилем, что и первоначальное здание. Затем строится каменная стена вокруг Апанаевской мечети с коваными воротами и церковной лавкой. Мечеть назвали в честь купцов Апанаевых, которые содержали мечеть на свои средства долгие годы.

В 1930 году мечеть перестала выполнять функции мусульманского духовного центра в связи с передачей ее здания под детский сад. Все элементы орнамента со стен сооружения были сняты, минарет разобран. Лишь только в 2011 году мечеть снова приняла в своих молельных залах верующих после реставрации. Сейчас в мечети проводят обряды, организуют различные курсы по изучению ислама. Мечеть выглядит роскошно. Здесь соединены в одно московское барокко, древнерусский стиль и декоративное татарское искусство. Ступенчатые арки над окнами и дверьми, фигурные пилястры, зубчатые карнизы украшают все здание. Красивый восьмигранный минарет с шатровой крышей в два яруса возвышается над мечетью. Частыми гостями Апанаевской мечети стали мусульманские паломники и любители истории.


5. Бурнаевска мечеть

Появилась в 1872 году по проекту П. Романова на деньги купца М. Бурнаева на территории Старо — Татарской слободы. В 1799 году недалеко от места современно Бурнаевской мечети Казанский купец С. Мустафин построил деревянный храм для шакирдов, которые изучали основы ислама и светские дисциплины. Когда купец умер, то мечеть перешла мусульманам, проживающим недалеко от нее.которые образовали третий приход в городе. С 1930 года по 1994 мечеть не работала, сегодня используется по назначению.

Бурнаевская мечеть является памятником татарской культовой архитектуры, в которой сплелись воедино элементы русской эклектики и восточно — мусульманской архитектуры. Количество мусульманских паломников и туристов с каждым днем растет, а Бурнаевская мечеть непременно входит в маршрут гостей Казани. Здание видно издалека и привлекает к себе не только по религиозным мотивам, но и своей красотой, оно отличается элегантным оформлением, как снаружи, так и внутри. Сооружение построено из яркого, красного кирпича. Минарет находится не в основном здании, а сдвинут немного в северную часть, имеет собственный наземный фундамент.


6. Азимовская мечеть — одна из красивейших мечетей Казани

Жемчужина Старо — Татарской слободы, бесподобна снаружи, выразительна и просто неповторима, мечеть невозможно перепутать с другими. Она заслуживает особое внимание для мусульманских паломников и гостей Казани, ибо это не только религиозное учреждение, но и украшение столицы Татарстана, памятник культовой архитектуры.

Мечеть построили в 1890 году на месте деревянной 1804 года, которая пришла в негодность. Автор проекта мечети пока неизвестен, но он заслуживает к себе глубокое уважение. Здание выполнено в стиле национально — романтической эклектики. Деньги на постройку этого архитектурного сооружения направил один из богатейших купцов Казани М. Азимов. Первым имамом мечети был А. Абдулгафаров, положивший начало целой династии священнослужителей. С 1930 по 1992 г.г. здание использовалось правительственными и общественными организациями по разным направлениям. В начале 90-х годов мечеть отреставрировали и передали верующим.

Храм состоит из двух молельных залов, у него 50 — метровый наземный минарет, который смотрит на север, состоит из нескольких ярусов. Карниз минарета великолепен, его обнимает круглый балкон , декоративные элементы одели здание снаружи, красивая резьба и «цепь» из белого камня придают великолепие сооружению. Внутреннее убранство выполнено на основе восточно — мусульманских мотивов. Азимовская мечеть находится недалеко от озера Нижний Кабан.


Для ознакомления с достопримечательностями предлагаем следующий маршрут:

Примерное время ознакомления с храмами составит от двух, до трех часов. Длина маршрута около 5 километров.

Scan the code