Пятнадцать достопримечательностей для обязательного посещения туристами в Казани

Казань — один из самых чудесных и удивительных городов нашей страны  и не случайно часто его называют третьей столицей. Здесь слились воедино европейская и азиатская культуры. Город за своей спиной имеет тысячелетнюю историю побед и поражений, созидания и разрушения, счастья и горя. На территории столицы республики Татарстан  в далекие времена жили финно-угры и марийцы, волжские булгары и татары, чуваши и русские и продолжают жить, творя архитектурные шедевры, как в прошлые века, так и сейчас. Сегодня мы видим, как с памятниками седой старины соседствуют ультрасовременные здания и постройки. Старое и новое неразделимо. Это прослеживается в культуре, искусстве и религии. Христианское православие мирно живет с исламом. Классическая культура развивается вместе с авангардом и модерном. Сегодня , живя в век интернета, любители путешествий перед тем , как отправиться в поисках интересного и необычного, сначала знакомятся с основными достопримечательностями страны или города, края или селения именно через социальные сети, телевидение и разнообразную литературу. Гости Казани, наш сайт расскажет вам и покажет  о всех значимых достопримечательностях третьей столицы России!


Казанский Кремль — главная достопримечательность республики Татарстан

Здесь на древнем холме с далеких времен стучит «сердце» тысячелетней Казани, ее народов, а таковых было немало за это время: малые и большие, финно-угорские племена и волжские булгары, чуваши и марийцы, татары и русские. И у каждого была своя история и культура, она есть и сейчас, живет и расцветает,  впитывая новые явления и события. За каждым камнем  стен и башен Кремля, собора и мечети, картин и скульптур стоят люди; все это великолепие сотворено их руками. И когда мы идем вдоль каменных стен от Спасской башни до Тайницкой, то понимаем что их начинали строить замечательные псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй вместе с восьмьюдесятью каменщиками из Пскова, а материал брали с правого берега Волги. Там на крутом берегу находился известняк, его вырубали и тесали, чтобы придать ровные формы, а потом на плотах и речных суденышках переправляли на левый берег, перегрузив на телеги, которые тащили лошади на холм. Здесь с раннего утра и до поздней ночи кипела работа. И вот он перед вами белокаменный красавец — Казанский Кремль! Тянутся и изгибаются ! его стены, гордо смотрят башни глазами 16 и 17 веков. 650 метров  крепости успели построить мастера из Пскова, 1150 метров — московские зодчие. Но всегда вместе с ними трудилось и местное население, внося свой огромный вклад в общее дело — создание Казанского Кремля. И неслучайно нас торжественно встречает в северной части Кремля памятник зодчим скульпторов А. Головачева и В. Демченко, прося только одним взглядом остановиться и оценить их труд, который на протяжении почти пяти веков вызывает восхищение. Спасская башня и Юго — Западная, Преображенская и Пятигранная, Тайницкая и  Консисторская, а всего их  8 уцелевших из 13, ждут каждый день новых туристов, путешественников и просто гостей Казани. И дожидаются. Люди идут группами и по одному, семьями  и с друзьями к нему Казанскому Кремлю — жемчужине города. А мы ждем новых гостей, которым подарим через слово и живые памятники старины страницы истории и культуры.


Благовещенский собор — самый древний православный храм Казани

2 октября 1552 года русские войска во главе с Иваном Четвертым взяли Казань после 49 дневной осады. Первый царь на Московском престоле, в 22 года  одержал победу над Казанским ханом Ядыгаром и вьехал на белом коне в золотых доспехах через Тайницкие вороты в крепость. На месте, где сегодня  находится алтарь, Иван остановился, слез с коня и указал своим воеводам, князьям, боярам и священнослужителям на начало строительство деревянной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. За три дня храм был построен и просуществовал 9 лет, являясь главным на тот период в Казанском воеводстве.  Царь посылает псковских зодчих Ивана Ширяя и Постника Яковлева на строительство нового каменного собора. Храм был построен за два года с 1561 по 1562. Главный объем сооружения построен из известняка, взятого с правого берега Волги, каменный. Применялся русско-псковский архитектурный стиль строительства. Храм крестово-купольный: четыре купола луковичные, голубые с звездами золотого цвета. Центральный купол с позолотой, в стиле украинского барокко. Апсиды полуарочные. Собор покоится на шести столпах, псковский орнамент опоясывает основание центральной главы и аркатурном поясе, украшенном апсиды. Внутри храма стены  и своды украшали фрески, изображающие Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, святых и библейские сюжеты. Собор посещали почти все российские императоры, начиная с Петра Первого и заканчивая Александром Третьим. На чугунный пол ступала нога Пушкина, Державина, Шаляпина. Храм был кафедральным до 1918 года. Сюда под своды древнего собора с намыленными квадратными метрами каждый час  идут десятки и сотни паломников, и просто любителей истории, чтобы постоять у икон и подумать о своей жизни, а все ли так в ней, не нужно ли что то изменить в лучшую сторону, к которой звал Иисус Христос.


Кул Шариф  — главная мечеть республики Татарстан

За много километров от Казанского Кремля видно  это замечательное  во всех отношениях сооружение — Главная мечеть нашей республики Кул Шариф, в народе называемой «Голубой». Кул Шариф — сеид, потомок самого мусульманского пророка Мухаммеда по линии внука Хусейна, он же имам соборной мечети с 1551 по 1552 год. Имам писал стихи, любил историю, был дипломатом и советником казанского хана, являлся авторитетным и любимым просветителем татарского народа. Когда  войска Ивана Грозного вошли в крепость,  Кул Шариф организовал сопротивление из своих учеников и мулл возле мечети, затем отступая теснимый стрельцами, поднялся на крышу и бился, пока не упал сраженный мечом наступающего война. Поступок Кул Шарифа поистине героический и мужественный.

В 2005 году построена мечеть и назвали ее мечетью  Кул Шариф. Мечеть имеет 8 минаретов: четыре — высотой в 57 метров, 2 — средних размеров и 2 ложных. Почему 8 минаретов? Оказывается в Волжской Булгарии было восемь провинций. На строительство соборной мечети ушло 500 миллионов спонсорских рублей не только граждан Татарстана, но и  всех желающих воссоздать в новых формах мусульманской святыни. В строительстве мечети использовался мрамор, гранит, змеевик. Исламский храм вмещает 1500 человек, здесь есть мужской и женский залы для чтения молитв. 24 часа в сутки в вестибюле муллы по очереди читают коран на арабском языке. Паломники и путешественники постоянно переступают порог этого великолепного мусульманского сооружения, авторами проекта были Ш. Латыпов, М. Сафронов, А. Саттаров и И. Сайфуллин. Чешская люстра из богемского стекла, весом в две тонны и диаметром пять метров, ловит взгляды всех людей “от старого до малого” и задерживает их на себе долго — долго, как будто не хочет отпускать. В молельных залах лежат персидские ковры — подарок иранского правительства мечети.

Да, гостям Казани есть чем полюбоваться и повосхищаться, прикоснувшись к прекрасному в виде мечети Кул Шариф.


Башня Сююмбике  — «Пизанская» башня Казани

Как не начать свой рассказ о башне с именем Татарской царицы, красавицы и умницы Сююмбике. Это ее в 12  лет папа, сначала бий, а потом и хан Ногайской орды Юсуф отдает замуж за Казанского хана Джан — Али. Недолгим был брак молодых, через несколько лет совместной жизни, в опочивальне  Сююмбике ее мужа находят мертвым. Вероятнее всего его смерть связана с заговором казанских мурз и беков. Ханский трон переходит к ставленнику Крымского ханства Сафа — Гирею и Сююмбике становится пятой, но любимой женой нового правителя государства. Между мужем и женой была крепкая любовь, в результате которой на свет появляется сын Утямыш. В 1549 году Сафа — Гирей умирает, упав в бане на пол и ударившись головой о емкость с водой. Власть переходит к сыну Утямышу, но он в это время был еще маленьким, поэтому управлять Казанским ханством стала его мама Сююмбике — первая женщина глава государства в мусульманском мире. Царицу народ любил не только за ее красоту, но прежде всего за дела: Повелительница ослабила налоги с земледельцев, ремесленников и купцов, содержала на свои деньги ханскую мечеть, мавзолей и медресе, подарила свою личную библиотеку учебному заведению. Но в 1551 году, казанские мурзы и беки, ориентирующиеся на Москву совершили заговор против царицы и ее сына, отправив их к Ивану Грозному. Утямыша крестили, назвав Александром, а Сююмбике отдали замуж за Касимовского хана Шах — Али. В свои 37 — 38 лет она умерла, в 20 лет погибает ее сын в Ливонской войне.

В народе бытует легенда, согласно которой молодой русский царь Иван Грозный после взятия Казани русскими войсками увидел красавицу Сююмбике и влюбился так, что не мог жить без нее. Попросил ее руки, царица татарская поставила условие перед тем, как выйти замуж за государя Московии — он должен за семь дней построить башню. Условие Иваном Грозным выполняется — 58 метровая башня построена. Тогда Сююмбике просит разрешения у монарха попрощаться с татарским народом и городом. Получив согласие «любимая госпожа», так называли ее люди, поднялась на самую высокий ярус башни — седьмой, любовалась в последний раз Казанью, попрощалась  с народом татарским и бросилась на землю, оставаясь свободной, хотя и мертвой.

Башня в честь любимицы местного населения получила название Сююмбике. Кто и когда это сооружение ученые пока не знают. Бытует мнение , что она появилась во второй половине XVII века или первой половине восемнадцатого. На карте города мы видим ее в 1717 году. Фундамент сооружения покоится на дубовых сваях, стены сделаны из красного кирпича на известковом растворе. Башня семиярусная: три яруса разновысотные четверики, имеют открытые гульбища; следующие два — восьмерики и еще два состоят из граненого кирпичного шатра и дозорной вышки. И сама вершина — позолоченное яблоко,  на котором находится полумесяц. Башня отклоняется от вертикали на 1,98 сантиметров, вот почему она стала «Пизанской».

Туристы любят фотографироваться около этой достопримечательности Казани и загадывать желания, прикоснувшись рукой к ее стенам. Говорят все желания сбываются. Приезжайте в Казань и загадайте желания у башни Сююмбике и увидите, что они превратятся в быль.


Губернаторский (ныне Президентский) дворец — лучшее гражданское сооружение Кремля

В 1836 году в Казань приезжает император Николай Первый и издает указ построить » дом военного губернатора с помещениями для императорских квартир» . и вот появляется проект дворца , который принадлежал петербургскому архитектору К. Тону — автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Руководил постройкой сооружения губернатор С. Шипов, сам процесс строительства вел инженер Мальте с архитектором А. Песке. Отделкой интерьера руководил М. Коринфский. Вот те люди, которым мы должны быть благодарны за этот архитектурный, прекрасный комплекс.

На этом месте находился во времена Казанского ханства дворец, мечеть и мавзолей хана. После взятия города Иваном Грозным  в последствии эти здания разрушили и построили в XVIII веке дом обер — коменданта. В период 1845 — 1848 годов губернаторский дворец был сооружен. Для здания характерен русско — византийский стиль с отдельными элементами псевдо ренессанса. Здание двухэтажное, имеет размеры 56 х 40 и высотой 28 метров. На первом этаже размещались губернаторские комнаты, на втором — «императорские квартиры».

В советское время в здании размещались Президиум Верховного Совета и Совет Министров ТАССР. Сегодня — это резиденция президента Республики Татарстан. Необычная строгость и в то же время красота здания привлекает к себе туристов из  разных уголков нашей страны. Мы рады показать вам один из шедевров архитектуры Казани XIX века.


Вселенский храм  — храм всех религий

Единственный в мире храм, посвященный главным религиям планеты, находится у нас в Казани. Этот архитектурный комплекс — великолепный шедевр зодчества принадлежит  рукам советского  художника, скульптора, архитектора и общественному деятелю Ильдару Маснавеевичу Ханову. Этот замечательный человек родился в 1940 году в пригороде Казани, Старое Аракчино. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Ильдар перенес клиническую смерть.

Первая  Хановская скульптура «Родина — мать»  появилась в 1975 году в Набережных Челнах. Затем с 1981 по 1991 годы в этом же городе выполнены такие скульптурные композиции: «Пробуждение», «Ангел  — хранитель», «Древо жизни» и другие.  И вот Ханов  путешествует по Тибету  и Индии, изучая буддизм, китайскую и тибетскую медицину, занимается целительством.

В 1994 году Ильдар Ханов приступает к строительству Храма Всех Религий — детище всей его жизни. Вот, что говорил архитектор: «Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок  будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию. Храм — архитектурный символ всех религий, музей религий. Его название: Вселенский Храм, международный культурный центр духовного единения.» Строительство  сооружения велось на  деньги  самого Ильдара  Ханова, а также  ему помогали родные и близкие. Активное участие в планировке проекта принимал участие  Николай Рерих — сын Святослава Рериха.

В архитектурном ансамбле рядом  друг с другом находятся мусульманская мечеть, православная церковь, иудейская синагога  и другие объекты разных конфессий и религий. В проекте обозначено 16 религий и религиозных культов, которым поклонялись народы в далекие исторические времена. Сегодня в комплексе имеются  католические  и египетские залы, зал Иисуса  Христа,  Театральный зал, Чайная комната. Их стены украшены произведениями монументальной живописи и декоративно — прикладного  искусства.  Здесь проводятся творческие мастер-классы и концертные мероприятия.

Казанцы, да, и многие  жители нашей республики с большим удовольствием посещают  Храм Всех Религий. Нескончаемый поток туристов со всех концов России едут сюда, чтобы увидеть и прикоснуться к этому чуду творения Ильдара Ханова.


Дворец земледельцев

Дворец земледельцев  — по мнению многих, лучшее гражданское архитектурное сооружение Казани начала 21 века

Невозможно равнодушно пройти мимо этого прекрасного архитектурного сооружения, расположенного в историческом  месте  города Казани, вблизи к северной части Казанского Кремля. Здесь когда-то было начало  Федосеевской улицы. Леонид Горник является автором проекта Дворца Земледельцев. Вот что сказал архитектор о своем проекте: «Этот проект рождался на одном дыхании. Сроки были крайне  сжатыми — всего один месяц. Прежде всего, все мы психологически настроились на победу, и этот заряд энергии пронесли через все проектирование, а затем и строительство объекта. Я думаю, именно поэтому у нас все и состоялось. Ведь победа рождается в начале, а является — в конце.»

И вот перед нами классика столичного города, сложная и красивая, смелая  и привлекательная!  Здание строилось всего лишь два года. Древо жизни в центре здания  символизирует труд земледельцев, облагораживающий природу. Непросто было сотворить такое дерево, это смогли сделать только профессионалы.  Купол сооружения «закрутили»  в спираль. Здание 4 -х этажное, пиковая высота дворца 48 метров. Сооружение состоит из  двух симметричных блоков и купола. Интерьер у дворца просто роскошный.

30 августа каждый год  на  Дворцовой площади в День города  проводится  международный фестиваль  оперной  музыки «Казанская площадь». В схожем стиле рядом расположен жилой комплекс  «Дворцовая набережная». Многие молодожены приходят сюда, чтобы устроить фотосессии, здесь встречаются будущие невесты и женихи.  Все приезжающие в Казань, непременно стремятся оказаться в этом красивом месте — у Дворца  земледельцев ( Министерство сельского хозяйства).


Собор Казанской Иконы Божией Матери — центр духовного возрождения Казани

В 1579 году  в церкви  святого Николая Тульского, куда ходило молиться большинство православного люда Казани, начался пожар, который распространился  почти на весь город. А рядом с храмом находилось поселение стрельцов.  И вот обретение Казанской Иконы Божией Матери как раз связано с десятилетней девочкой Матроной — дочерью сотника Данилы Онучина. Матроне во сне явилась Божья Матерь, которая указала место, где надо искать ее  образ на пепелище. Проснувшись утром, девочка рассказала своим родителям о ночном видении, но те на это не обратили внимания. Но Пречистая явилась снова во сне девочке и Матрона стала настойчиво требовать от матери организовать поиски иконы. Мать наконец то решилась пойти к священникам и все рассказать им. Дело сдвинулось с места. Начались раскопки, при которых присутствовали священники, прихожане, сама Матрона с родителями. Икона Божией Матери была найдена именно на том месте,  которое указала девочка. Причем икона нашлась тогда, когда  копать стала сама Матрона. она была завернута в полотно.

«Икона выглядела так, словно написана гениальным живописцем только что: краски сияли новизной. Тем не менее автор образа остался неизвестным истории, впрочем, как и причины, по которым чудесный лик оказался закопанным в землю и пепел». Образ передали в Никольскую церковь, а на месте его обретения по указу царя Ивана Грозного был возведен Богородицкий Девичий монастырь. Чуть позднее был построен собор Казанской Божией Матери, в которой хранилась христианская святыня. С этой иконой Минин и Пожарский  вместе с ополченцами  освобождали в 1612 году Москву от поляков, с ней же Кутузов заставил Наполеона покинуть столицу в 1812 году. Ходят легенды, что когда фашисты подошли к Москве, Сталин приказал священникам облететь город на самолете с Казанской Иконой Божией Матери.

Казанский собор Богородицкого монастыря Иконы Божией Матери  был построен в период 1798 — 1808 годов по проекту замечательного архитектора  И. Старова с активным участием казанского зодчего Ф. Емельянова.  Когда-то в 1595 году на этом месте находился старый собор. В 1932 году храм был взорван. В 2016 году началось восстановление храма с закладки  Патриархом Кириллом, через пять лет, а именно, в 2021 году собор  был освящен. Патриарх Московский и всея  Руси говорил о соборе: «Храм, который мы создаем это не памятник прошлому, мы направляем свой взгляд в будущее. И мы верим , что сочетая веру, знания, умения, образование, трудолюбие. Мы сможем построить мирную и человеческую жизнь. Я проехал  большинство стран мира, я не представляю, что  где — то  возможно. Но в России — это возможно». Вот уже второй год блестит своими куполами сорока пяти метровый Собор Казанской Иконы Божией Матери.

Сегодня собор становится центром притяжения паломников и путешественников со всего мира. Это , действительно, чудо духовного возрождения Казани, а мы являемся свидетелями этого. Люди от малого до старого идут в храм поклониться православной святыне — Казанской Иконе Божией Матери, чудотворному образу, которая находится под сводами этого  великолепного архитектурного сооружения и долго — долго стоят в объятьях дум своих и стен собора.


Чаша Казани  —  ее достопримечательность и лицо города

В 1913 в Казани состоялась летняя Универсиада, а перед ее началом был построен новый ЗАГС. Это просто уникальное архитектурное сооружение, тщательно продуманное во всех отношениях. Несмотря на обилие новых и интересных объектов в городе, Чаша своим великолепием выделяется среди них. В каждом городе  есть дворцы бракосочетания, но без всякого сомнения, наш Казанский —  лучший! Заслуга проектантов и дизайнеров просто неоценима.

В конце 2010 -х годов возникла идея строительства нового  Дворца Бракосочетания, место для него искали долго, вариантов было много. И вот  — правый берег реки Казанки, улица Сибгата Хакима. Что интересно; дизайн нового Дворца  Бракосочетания разрабатывался не у нас в Казани, а в Бурятии. Причем в основу сооружения легли  традиции татарского народа, его культуры. И вот она  Чаша — Дворец Бракосочетания перед нами во всей своей красоте и величии!

В обиходе данное сооружение именуется «Чаша», официальное  же название его — Центр  семьи «Казань». Интересно  то,  что существуют легенды возникновения города и почему он носит такое название Казань. Согласно  одной из них, колдун, волжский булгарин сказал, что если закопать в землю казан  (емкость для приготовления пищи) с водой и вода закипит без огня, то  в этом месте непременно надо строить город. Таким  образом возникла Казань. Поэтому казану отводилась особая роль в практической жизни, так и культуре, традициях и обычаях татарского народа.  Вот почему форму для Дворца Бракосочетания выбрали в виде чаши — казана. Казан — символ достатка в доме. Здесь казан стоит на треноге. (проверить легенду)

Высота данного здания  32 метра, его видно издалека. Сооружение  украшено татарским традиционным орнаментом, которым покрывалось платье невесты в далекие времена. Интерьер залов впитал в себя стиль  Волжской Булгарии, Казанского  ханства и европейского классицизма. Все внутреннее содержание Чаши  наполнено роскошью и пышностью. Важным моментом Дворца Бракосочетания считается смотровая  площадка. В любое время на нее могут подняться  все желающие полюбоваться Казанью. Чаша очень востребована  туристами, ибо со смотровой площадки можно наслаждаться красотой захватывающих видов окрестностей.

Мы рады показать и рассказать  про эту жемчужину Казани нашим гостям и надеемся,  что, вы, получите огромное удовольствие от этого грандиозного архитектурного сооружения.


Петропавловский собор — один из лучших соборов Поволжья

С 1565  года  на этом месте стояла деревянная церковь с этим же названием. Новый  храм  связан с именем  императора Петра Первого, который отправляясь в персидский поход, остановился  на несколько майских дней в Казани.  До этого царь  уже дважды был  в городе: в 1695 году, совершая Азовский поход и в 1708 году, когда в Казани  было открыто  адмиралтейство.  Во второй раз Петр Первый остановился  у известного не только в городе , но и за его пределами, купца , владельца суконной мануфактуры и благотворителя Ивана  Афанасьевича Михляева.  В доме Михляева  царь отпраздновал  свое пятидесятилетие 30 мая 1722 года. А до этого события царь отдал Ивану Афанасьевичу государственные суконные мануфактуры, которые были убыточными.  Михляев в ответ  на действия Петра Первого и теплое его отношение к нему решил построить Петропавловский собор из камня.

Началось  строительство храма  в 1723 году,  посвященный апостолам  Петру и Павлу, невиданным  для всего Поволжья по высоте и великолепию. И  строили его казанские мастера кирпичных дел. Четыре года тяжелого  труда  люда казанского и самого  Ивана  Афанасьевича дали результат — Петропавловский собор взмахнул своими крыльями и как птица  устремился в небо. Хотя был случай, когда неправильные расчеты  по своду привели  его к падению. Петр Первый узнал об этом событии, немедленно прислал архитекторов из Петербурга. В 1726 году  храм освятил митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр.

Много событий пережил в своей жизни Петропавловский собор, пять раз горел и много раз реставрировался. В советское время в здании размещались планетарий, бильярд, полит информационный уголок и реставрационные помещения музея. В 1980 -ых годах  храм вернули Русской православной церкви. В настоящее время архитектурный комплекс Петропавловского собора включает в себя: сам собор, колокольню и дом — притчу.

Первоначально северная сторона храма считалась главной и здесь  размещалась прямая парадная лестница (она и сейчас имеется в наличии). Слева от лестницы  находится придел во имя Неопалимой  Купины. На втором этаже  — основной объем храма. Сначала идет  четверик, затем восьмерик и две главы, устремленные ввысь. На стенах многоцветные растительные орнаменты.  87 икон  располагаются на наружной части собора, главный  вход в здание  находится с юга. Собор имеет высоту 52 метра, а рядом колокольня — 49 метров,  на которой  мы видим 4 иконы. Главное украшение собора — иконостас 25 — метровый и семиярусный, созданный  художником Гусевым. Собор создан в архитектурном стиле  «нарышкинского» барокко.

Паломники и туристы с удовольствием посещают  собор Петра и Павла, как один из лучших соборов 18 века в Поволжье.


Мечеть Аль — Марджани первая каменная мечеть в Казани

В первой половине 18 века  в стране  проводилась насильственная  христианизация населения  и гонения  на ислам. В 1767 году в Казань приезжает  императрица Екатерина Вторая,  которая провозгласила в России веротерпимость. Она позволила  татарскому народу свободно исповедовать ислам и строить мечети, за что ее стали называть  «эби патша». В переводе  на русский язык это означало «бабушка — царица». Во время ее визита в наш город  представители татарского народа: купцы , религиозные деятели обратились к Екатерине Второй с просьбой  разрешить им строить каменные мечети. На что получили высочайшее разрешение императрицы.

Мечеть строилась в период  с 1767 по 1770 год на деньги жителей Казани,  им удалось собрать 5000 рублей.  За свою историю мечеть меняла свое название несколько раз. Изначально называлась  Первой соборной, затем — Эфенди (Господская). Третье название получила в честь купцов Юнусовых —  Юнусовская. Эти купцы активно помогали в строительстве мечети и дальнейшем ее содержании. Сегодня мечеть носит имя Шигабутдина Марджани.

Шигабутдин Марджани —  российский мусульманский богослов и просветитель. Познания его  были широкими, он  занимался историей, этнографией, археографией, считался сильным педагогом. Шигабутдин образование получил в медресе, в  семнадцать лет преподает в медресе. Затем продолжает учиться в Бухаре, потом переезжает в Самарканд.  Одиннадцать лет Марджани пополнял свои знания, в 1848 году возвращается на свою родину в Казань, а в 1850 году он назначается имамом мечети. В 1870 году выходит в свет книга Марджани «Назратуль — хакк» в которой автор отражает новые религиозно -реформаторские идеи. Реформаторство практически во всех делах Марджани принесли ему  широкую известность в мусульманском мире. Марджани написал более 30  произведений.

Строили мечеть татарские мастера по проекту архитектора В. Кафтырева.  Здание двухэтажное с  т-образным пристроем с северной стороны, в основе  своей присутствует архитектурный стиль барокко. Минарет поднимается из крыши дома- это главная  архитектурная особенность сооружения. В период запрета исповедания ислама татарский народ строил дома с двухскатными крышами и разборными минаретами. Как снаружи, так и внутри здания имеется большое количество лепных украшений с татарским орнаментом. Мечеть окрашена в белый цвет, крыша зеленая, наконечники с полумесяцами золоченые. Первый этаж — служебный, на втором этаже находятся молельные залы. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад — гали бека эпохи Казанского ханства.

Сегодня в мечети проводятся разные мероприятия:  собрания, конкурсы, никах, организуются ярмарки мусульманской литературы. Мечеть Марджани  несомненно одна из главных достопримечательностей Казани. Здесь всегда можно видеть множество паломников со всего мира и любителей истории путешественников.



Казанский университет (КФУ) — центр науки и знаний

Один из старейших российских университетов, основан в 1804 году. Первое название университета — императорский, в годы советской власти его именуют Казанским государственным университетом имени В. И. Ульянова — Ленина, а сейчас — Приволжским федеральным университетом.

«Ежели России назначено, как предвидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван — сарай на пути идей европейских в Азию и характер азиатского в Европу.Это выразумел Казанский университет.»- писал Герцен. В 1825 году строится главный корпус университета, в 1830 году завершается строительство всего комплекса, основываются многие научные школы, получившие мировое значение.

Казанский университет был центром передовых идей, здесь зарождались революционные идеи.В Казанском университете учился Владимир Ильич Ленин — величайший философ и первый руководитель Социалистического государства. Классик русской и мировой литературы Лев Николаевич Толстой здесь тоже познавал университетские науки. Долгие годы ректором этого высшего учебного заведения был Николай Иванович Лобачевский — ученый с мировым именем. Список замечательных людей, обучающихся в университете и его преподавателей можно долго продолжать перечислять.

В советский период Казанский университет входит в сотню лучших вузов мира. Появилось много новых открытий практически во всех областях науки. Готовятся десятки тысяч специалистов разных профессий. В 2004 году Казанский университет праздновал свое 200 летие. А 2 апреля 2010 года университет становится федеральным. Сегодня в КФУ работает свыше 3800 преподавателей, обучается около 50000 студентов.

Многие гости Казани каждый день проходят мимо корпусов КФУ, останавливаются и любуются ими, особенно главным корпусом, ведь здесь ковались и куются кадры нашей страны.


Кремлевская набережная — современная достопримечательность Казани

По левому берегу реки Казанка всегда ходили пешеходы, так как места эти были наполнены чистым воздухом и пышной зеленью. Но когда набережную облагородили, желающих оказаться здесь, как самих казанцев, так и гостей города резко увеличилось в разы. Береговую линию расширили, благоустроили и летом в 2015 году торжественно открыли. В любое время дня и ночи независимо от сезона здесь интересно. Иногда Кремлевскую набережную называют «Казанской Венецией».

Здесь располагаются многочисленные кафе и рестораны, проводятся мероприятия и фестивали, мастер — классы и творческие вечера. Для людей разных поколений имеются разные тренажеры. По всей набережной разбросаны аттракционы: от французской карусели до итальянского паровоза. Любители фотосессий имеют возможность сделать прекрасные фото . Зима превращает Кремлевскую набережную в сказочный город.


Улица Баумана (Большая Проломная) — «Казанский Арбат»

Улица Баумана — пешеходная улица в центре Казани, названа в честь революционера Николая Эрнестовича. Ее протяженность — 1885 метров. Родилась эта улица в далеком 16 веке и была застроена только ее северная часть, а все остальное было дорогой. Основная масса людей жила около Кремля. Только после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, по приказу царя архитекторы и новая власть стала заниматься благоустройством города. Была возведена Новая слобода, в которой стали селится русские переселенцы и часть татар, поддержавших новую власть. Стали появляться первые православные храмы, среди них, например, деревянная церковь Богоявления Господня. Очень много новых построек появилось в 19 веке, среди них купеческие дома, на первых этажах располагались торговые лавки и разные конторы, а на вторых жили семьи. На улице в 1870 году возник рельсовый транспорт, который двигали лошади (конка). В советский период архитектурный облик улицы Баумана немного изменился — появились новые современные черты. Вместо трамваев стали ходить троллейбусы. С 1986 года улица превратилась в пешеходную.

Улица богата архитектурными памятниками . Идя от площади Тукая в сторону Кремля слева мы видим отель «Шаляпина», который принадлежал до революции купцам Смоленцеву и Шмелеву. А рядом с ним находится памятник великому русскому певцу Федору Шаляпину. Невозможно не обратить внимание на Богоявленский собор с величественной 74 метровой колокольней. С правой стороны расположена аптека Бренинга или «Аптека на Проломной», которая начала свою историю с 19 века. Чуть дальше — Национальный банк, построенный в 1914 году, здесь хранилось золото Российской империи. Вот перед нами театр Качалова, появившийся на свет в 1833 году, актерами которого были сначала крепостные. Рядом с театром стоит макет кареты Екатерины Второй. Привлекает своей красотой дом купца Соломина — Смолина и особняк Каретникова. Идем по улице и встречаем на своем пути чудесный Никольский собор с двумя церквями и «падающей» колокольней. За собором стоит здание 1788 года — Городская магистратура. За ним — Иоанно — Предтеченский монастырь, сооруженный в 1654 — 1568 годах. Здесь на улице расположены скульптурные композиции: часы с поэтом, музой и пегасами, Казанский кот и конь, как без него. По пути следования нас встречают живописные фонтаны с русалкой, голубями и лягушками.

И, конечно же, на улице Баумана туристам есть где развлечься: их ждут с открытыми дверями магазины с сувенирами, кафе и рестораны с разными кухнями. Можно зайти в культурно — развлекательный центр «Родина» или местный ГУМ. Зайдите в музеи и вы получите массу положительных эмоций, среди них «Дом великана»или «Музей казанских легенд и сказок». Несомненно туристам есть , что посмотреть на улице Баумана и остаться довольным.


Старо-Татарская слобода — историческое место Казани

В 16 веке после взятия Казани войсками Ивана Грозного, татарское население города вынуждено было покинуть насиженные места вокруг крепости и поселиться за притоком реки Булак и озера Нижний Кабан. Началось строительство новых домов, мечетей, медресе, купеческих усадеб и майданов. В поселении начинают развиваться разные ремесла, торговля и образование. Постепенно слобода становится популярным местом в Казани, здесь проживали купцы первой и второй гильдии, писатели, врачи, ученые и главы самых почитаемых семей татарской общины. Сегодня здесь у всех туристов есть возможность познакомиться с традициями и культурой татарского народа, попробовать национальную кухню , приобрести книги и сувениры. Перед нами прекрасные деревянные дома с росписями из истории Казани, купеческие усадьбы, есть возможность посетить старые мечети и послушать азан — призывы на молитву.

Вот главные достопримечательности Старо — Татарской слободы:

1. Мечеть аль — Марджани — самая старая , каменная мечеть в Казани, построена в период 1767 — 1770 годов по личному распоряжению российской императрицы Екатерины Второй. Долгое время мечеть была соборной, то есть главной в городе;

2. Мечеть Нуруллы — культовое сооружение, расположено в центре Сенного базара, где имамом был общественный и политический деятель Габдулла Апанаев;

3. Дом Шамиля — особняк второй половины 19 века был построен на средства купца первой гильдии Ибрагима Апакова. Дом предназначался в качестве подарка 18 летней дочери на свадьбу, которая вышла замуж за сына имама Шамиля — 45 летнего генерала;

4. Двухэтажный особняк Юнусовых — Апанаевых, который украсили арабские вензеля;

5. Дом Вали — образец деревянного зодчества;

6. Дом Муллина — роскошное архитектурное сооружение;

7. Усадьба Кушаева — строгая и минималистическая;

8. Музей Каюма Насыри ;

9. Музей чак- чак.

В любое время года нескончаемый поток туристов из разных уголков России течет по улицам Старо — Татарской слободы и будет течь, так как — это историческое место с прекрасными традициями и обычаями татарского народа уникально и интересно.

Scan the code